Светлана Конькова: путь от стажера до руководителя направления в крупной компании

Еще буквально вчера Светлана Конькова проходила стажировку в hh.ru, а сегодня она руководит ивент-направлением HeadHunter Северо-Запад, расположенном в Санкт-Петербурге. Ей есть что посоветовать как начинающим специалистам, имеющим слабое представление о том, что такое стажировка, так и работодателям, которые только задумываются о реализации в компании программы стажировок.

— Светлана, давайте начнем с традиционных вопросов. Расскажите о вузе, который, как говорится, дал вам путевку в жизнь.

— Мне со школы нравилась математика, мечтала стать экономистом, поэтому выбрала ИНЖЭКОН (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет). Правда, изначально хотела поступать на «Экономику в нефтегазохимическом комплексе» — эта специальность казалась мне родной, поскольку я сама из Нового Уренгоя. Но опоздала — обучение велось только на коммерческой основе, и все места уже были заняты. Мне предложили подумать насчет более широкой специализации — химическая промышленность. И я согласилась. Планировала там проучиться пару семестров, а потом перевестись. Но в итоге от маневров отказалась — хоть и поняла, что экономика в принципе не мое, но студенческая активность настолько увлекла, что я решила доучиться. Так что по диплому я экономист-менеджер в химической промышленности, но по специальности никогда не работала.

— Тем более интересно, как вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь. Если я правильно понимаю, то произошло это как раз благодаря стажировке?

— Да, но хотелось бы начать слегка издалека. На втором курсе меня пригласили лаборантом в деканат факультета, где я училась. Я подумала, что это хороший старт, к тому же удобно совмещать с учебой. Проработала там почти восемь лет — настолько затянуло. Перешла на должность специалиста, который и вопросами учебной деятельности занимается, и со студентами общается, и документооборот ведет. Кроме того, курировала ивент-направление — помогала на факультете организовывать различные мероприятия. А когда в универе начались преобразования, стала задумываться о смене работы. Сначала искала вакансии по своей специальности, но столкнулась с тем, что везде требовался минимальный профессиональный опыт. Телефонные интервью обычно заканчивались фразой: «Мы вам перезвоним». И было очевидно, что есть кандидаты, более интересные работодателю.

В какой-то момент пришла в голову идея рассмотреть стажировки в направлении привычного мне ивента. К тому же я перешла на неполный рабочий день, так что могла работать по совместительству. Одну из вакансий для стажеров предлагал hh.ru. Помню, подумала: надо же, как круто, не боятся набирать молодых специалистов! И я откликнулась.

Светлана Конькова: путь от стажера до руководителя направления в крупной компании

— Вы ведь к тому моменту уже окончили вуз. Не было сомнений насчет того, что ваши однокурсники уже работают, а вы только пошли на стажировку?

— Никаких внутренних ограничений и противоречий у меня не возникло. Я поняла, что хочу и дальше заниматься ивентом, и начала двигаться в этом направлении.

— На собеседовании волновались?

— Оно оказалось не таким сложным, как я представляла. К кандидату предъявлялись четкие требования и мне, видимо, удалось донести до будущего руководителя, что я справлюсь и почему мне необходима эта стажировка. Помню, спросила о возможности трудоустройства в штат. На тот момент ее не было, но для себя я четко решила: это отличный шанс набраться опыта.

С 2015 года я в команде hh.ru. Пришла стажером в отдел маркетинга на ивент-направление. Передо мной стояли разные задачи: сбор аналитической информации с сайта, подготовка презентацией, помощь в организации внутренних событий. Также я принимала участие во внешних мероприятиях различных форматов, в том числе и с привлечением спикеров — для меня это было в новинку. Этим стажировка и нравилась: я могла попробовать себя в разных направлениях и оценить свои силы. И, что немаловажно, она была оплачиваемой.

Светлана Конькова: путь от стажера до руководителя направления в крупной компании

— Как долго вы были стажером?

— Изначально стажировка была рассчитана на три месяца. И, когда этот срок подошел к концу, руководитель предложил вернуться после летнего перерыва — остался доволен моей работой. Конечно, я согласилась. В итоге на позиции стажера я пробыла два года. Задачи, которые ставились передо мной, становились сложнее и интереснее, и я уже несла за них ответственность как исполнитель. Меня это невероятно вдохновляло.

— Какие важные навыки вы приобрели за время стажировки?

— Я научилась работать с большой аудиторией. Такой опыт не везде можно получить. Кроме того, я определилась с карьерными планами. Мне уже не хотелось быть просто ивент-менеджером в агентстве, которое занимается свадьбами, корпоративами и прочим. Я начала ставить перед собой более глобальные задачи: заниматься ивентом в компаниях уровня hh.ru, не меньше. Я уже была уверена в своих силах и к концу второго года стажировки стала изучать вакансии.

— И тут вам предложили трудоустройство в hh.ru?

— Да, хотя изначально речь об этом не шла. В Питере небольшой офис, сильная команда и никто уходить не планировал. Но так случилось, что мой руководитель решил уехать в другую страну на обучение. И, поскольку я достаточно долго стажировалась и уже знала изнутри все механизмы, мне предложили занять его место.

В февраля 2017 года я перешла на позицию руководителя ивент-направления по Северо-Западу. Думаю, что любой компании выгоднее взять проверенного стажера и не тратить самые ценные ресурсы — время и силы — на поиски другого специалиста, чтобы посмотреть, подходит он или нет.

Светлана Конькова: путь от стажера до руководителя направления в крупной компании

— После того, как вы перешли в другой статус, изменилось что-то внутри?

— Знаете, я по гороскопу весы, а они всегда и во всем сомневаются. Мне же нужно было принимать быстрые и конкретные решения и быть в них уверенной. И вот это качество я в себе очень здорово прокачала. Обратила внимание, что чувство уверенности перешло и в обычную жизнь — я стала более собранной, научилась более четко координировать свои действия. Можно сказать, что сейчас я действительно обрела гармонию. Меня все устраивает: и на работе, и за ее пределами.

— Ваше чувство уверенности проходило испытание на прочность?

— Конечно. hh.ru каждый год проводит в Санкт-Петербурге конференцию «HR-перезагрузка». Прошлой весной на этой площадке собралось 400 участников от Калининграда до Владивостока — абсолютный рекорд для нашего города. Одним из спикеров стал Андрей Курпатов. Но мероприятие отличалось от остальных еще и тем, что за три недели до его начала пришлось менять место проведения — это был такой челлендж для всей команды! Но, несмотря на все сложности, мы справились. Потом было приятно получать обратную связь от участников конференции о том, что все было организовано на высшем уровне — начиная от контента и заканчивая кофе-брейком. Жаль, что в этом году из-за эпидемиологической ситуации «HR-перезагрузку» пришлось отменить, так что новые вершины планируем покорять весной 2021 года.

— Кстати, о пандемии. Понятно, что она серьезно ударила по рынку труда. О каких перспективах для молодых специалистов теперь приходится говорить?

— На фоне ограничительных мер многие компании перешли на удаленку, стало сложнее найти работу, особенно начинающим соискателям, которые только выходят на рынок труда. Но, тем не менее, все равно можно было найти вакансии и устроиться стажером с удаленным типом занятости. Более того: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна во время пандемии коронавируса реализовал проект содействия занятости студентов. Поэтому, как говорится, кто ищет — тот всегда найдет.

Сейчас компании возвращаются к привычному режиму работы, и сегодня поиски вновь обращены в сторону молодых специалистов: нужны их руки и головы. И студентам я всегда настоятельно советую обращать внимание на стажировки, которые предлагает вуз, или искать их самостоятельно. Это прекрасная возможность приобрести опыт и хорошо себя зарекомендовать. А строчка в резюме о прохождении стажировки покажет работодателю, что молодой соискатель как минимум имеет представление о задачах и потребностях.

— Можно ли говорить о том, что у нынешней молодежи в принципе изменилось отношение к стажировкам?

— Абсолютно! Выступая перед студентами, я часто их спрашиваю: «По-вашему мнению, заинтересованы ли работодатели в молодых специалистах?» И если мы, будучи студентами, ответили бы «Нет», то сегодня молодежь думает иначе. Заметила, что сейчас ребята нацелены на приобретение опыта именно в своей профобласти, в том числе и для того, чтобы понять: действительно ли это то, чем они хотят заниматься в будущем и иметь возможность, например, при поступлении в магистратуру немного сдвинуть акценты в своем образовании.

Светлана Конькова: путь от стажера до руководителя направления в крупной компании

— Тем не менее, есть работодателями, которые опасаются делать ставку на стажеров. Что бы вы могли им посоветовать?

— Совершенно точно не нужно бояться привлекать молодых людей. Во-первых, это реальная возможность для компании гораздо круче реализовать любой проект или решить нестандартную задачу. Во-вторых, таким образом можно вырастить «своего» специалиста, которому будет близка корпоративная культура, в которой он «рос». И, когда он выйдет на рынок труда, за него не будет стыдно. Кроме того, именно стажеры часто привносят в работу креатив. А еще их можно в режиме реального времени использовать в качестве целевой аудитории: узнавать их потребности, боли, какими сервисами они пользуются и так далее.

— Есть мнение, что на стажеров обычно сгружают все самое неинтересное и рутинное, на что обычно не хватает времени другим сотрудникам...

— На примере нашего отдела скажу, что мы стараемся дать ребятам полноценный багаж знаний, чтобы они умели работать и представляли, чем им предстоит заниматься в этой сфере в будущем. Мы превращаем их в полноценных членов коллектива, которым можно делегировать важные полномочия. И по опыту общения знаю, что такой же политики придерживаются во многих крупных компаниях.

— То есть «в мир» стажеры выходят подкованными?

— Понятно, что уровень знаний и сообразительности у всех разный, но в целом да. Мы часто получаем фидбэк от ребят, которые проходили у нас стажировку. Большинству она помогла в карьере. Например, в нашем отделе стажировалась девушка — занималась общим маркетингом, аккумулировала много аналитической информации. Затем она прошла стажировку в крупной международной ИТ-компании, и ее взяли в штат. И по словам HR, она пришла с очень хорошим багажом знаний. И такие слова, конечно, всегда приятно слышать.

Светлана Конькова: путь от стажера до руководителя направления в крупной компании

В статье использованы фотографии из личного архива Светланы Коньковой.